Психолого-педагогическая работа
Психолого-педагогическое сопровождение
образовательного процесса в ДОО
Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно впервые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочную основу будущего развития ребенка.
В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми.
Существует много подходов к толкованию понятия психолого-педагогическое сопровождение . Все авторы сходятся в том, что психолого-педагогическое сопровождение – это определенная система деятельности педагогов, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в образовательной ситуации.
Психолого-педагогическое сопровождение имеет большое разнообразие видов и форм, которые различаются по направленности, предмету и объекту: сопровождение родительства; сопровождение ребенка (одаренного, гиперактивного, с трудностями в обучении, в критической ситуации и т. д.); сопровождение педагога в процессе учебно-воспитательной деятельности; сопровождение детско-родительских отношений и т. д. Кроме того, проблема сопровождения в образовании рассматривается и как стратегия развития личности, и как тактика реализации ее индивидуального потенциала.
Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности, охватывающая всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей.
В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежит:
· во-первых, возрастные особенности детей на разных периодах развития;
· во-вторых, психолого-педагогические направления деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Наиболее важные и приоритетные направления в психолого-педагогической работе:
· Психологическое здоровье детей и охрана прав ребенка;
· Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка;
· Профилактическая и пропедевтическая работа с воспитателями по развитию у детей основных личностных новообразований дошкольного детства;
· Внимание к созданию эмоционального, психологического комфорта в детском саду как профилактике психосоматических заболеваний;
· Обучение всех сотрудников ДОУ полноценному, развивающему общению с детьми;
· Подготовка детей к новой социальной ситуации развития;
· Изучение (диагностика) индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления;
· Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации их деятельности;
· Содействие повышению психологической компетентности сотрудников ДОУ, родителей в закономерностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей;
· Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.